Флеболог » Обучение детей с нарушением зрения в детском саду ориентировке в пространстве

 

Развитие ориентировки в пространстве у детей с нарушениями

19.01.2015, 23:51

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Социальная адаптация.

2. Особенности зрительного восприятияпространства.

3. Коррекционные задачи.

4. Этапы обучения ориентировки в пространстве.

5. Организация обучения младших дошкольников снарушением зрения ориентировки в пространстве:

  • на собственном теле;
  • в ближайшем пространстве;
  • коррекционные занятия “Зайки-всезнайки”.

6. Дидактические игры, игровые задания,упражнения, коррекционные занятия для обучениясоциально -бытовой ориентировке:

  • цикл коррекционных занятий “Страна Одеждия”;
  • я, моё тело;
  • мои близкие, мои друзья;
  • моё тело в окружающем мире;
  • оделирование предметно - пространственных представлений.

1. Социальное благополучие человека во многомзависит от того, как приспособлен, адаптирован онк окружающей действительности, каковы егосамоощущения в ней. Для комфортного ощущениясебя человеку необходимо осознание своихвозможностей, умение их использовать, то естьпройти школу самопознания. Это особенноактуально для детей с патологией зрения. В связис этим выделяются две основные задачи:

  • научить детей понимать свои визуальные трудности;
  • развивать способности и умение пользоваться остаточным зрением и сохранными анализаторами.

Социальная адаптация - способность житьсамостоятельно в окружающем мире может бытьпредставлена следующей таблицей:

<Рисунок 3>

Процесс адаптации ребёнка с патологией зренияк условиям существования в окружающейдействительности зависит от того, как у негоформируются определённые знания, навыки, умения,позволяющие адекватно действовать иприспосабливаться. Исходя из своих возможностей.А обеспечить детям возможность адаптации,системной практической ориентировки вокружающей действительности в процессеактивного предметно-практического обученияпризваны коррекционные занятия тифлопедагога: -ориентировка в пространстве; - социально -бытовая ориентировка.

2. В материалах исследований тифлопедагоговА.Бодалева, М.Денисовой, З.Семёновой, Л.Плаксиной,В.Денискиной, Е.Подколзиной обнаруженыопределённые трудности и ряд закономерностей вориентировке в пространстве,

- дети затрудняются в овладениипространственными представлениями,практической микро и макро ориентировке, всловесном обозначении пространственныхотношений;

- осложнено формирование представлений о форме,величине, пространственных местоположений(удалённость, глубина, высота);

- ограничены различительные возможностидистантного (на расстоянии) восприятия;

- нарушение бинокулярного видения (двумяглазами) разрушает стереоскопическое зрение.Один глаз не может дифференцировать глубину,удалённость, протяжённость пространства, чтовлечёт за собой недостаточный запас предметных ипространственных представлений, меньшеинформации о полисенсорных эталонах окружающегомира;

- расстройство глазодвигательных функцийобуславливает сужение поля зрения. Ограничениеобзорных возможностей ведёт к замедленномузрительному анализу, малой двигательнойактивности;

- процесс зрительного восприятия растягиваетсяво времени, а потому требует словесной регуляции,расчленения процесса восприятия на отдельныеэтапы по уточнению, конкретизации, обогащениюзрительной информации;

- продуктивность узнавания реальных объектовниже. Из трёх видов изображений (цветной,контурной, силуэтной) лучше всего дети узнаютцветной, так как он даёт дополнительнуюинформацию;

- в облике человека наиболее значимыми являютсяволосы, глаза, лицо, менее значимыми -нос, рот,брови;

- представления детей о себе носят бессистемныйхарактер. Элементы внешнего облика другогочеловека дошкольники описывают успешнее, чемсобственные. В процессе восприятия себя взеркале дают более конкретные характеристики;

- процесс спонтанного (произвольного) развитияпредставлений об образе близких, материхарактеризуется нерасчленённостью,бессистемностью, слитностью.

Исходя из вышеизложенного, следует:

  • Нарушение зрения, возникающее в раннем детстве, отрицательно влияет на процесс формирования пространственной ориентации у детей и социальной адаптации в целом.
  • Процессом формирования способности целостного восприятия себя, своего тела, близкого человека необходимо управлять.
  • В коррекционно-педагогической работе отдавать предпочтения занятиям, упражнениям, играм, где дети могут непосредственно созерцать объект, тактильно контактировать с ним, уточняя конкретную информацию за счёт включения в этот процесс потенциальных возможностей сохранных анализаторов, конкретных способов познавательной деятельности.

3. Коррекционные задачи.

  • Обучать детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, пространственной ориентировке, познавательной, коммуникативной деятельности.
  • Формировать у детей социально-адаптивное поведение, поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях.
  • Учить рациональным способам ориентировки на собственном теле, в быту, в пространстве и специальным навыкам выполнения различных видов предметно-практических действий с использованием сохранных анализаторов.
  • Упражнять детей в выделении признаков, свойств, качеств предметов (формы, цвета, величины, пространственного положения)

4. Этапы обучения ориентировки в пространстве.

I этап.

Создание у детей чётких представлений о своёмтеле, его симметричности, пространственномрасположении его частей, обучение практическойориентировке на себе.

II этап.

Собственное тело в окружающем пространстве,точка отсчёта от себя. Прививать навыкиполисенсорного восприятия предметов, умениеанализировать информацию, полученную с помощьюостаточного зрения, сохранных анализаторов.Объединять их в единый образ, применять впрактической ориентировке.

III этап.

Обучение детей моделированиюпредметно-пространственных представлений.Создание простейших моделей, пространственныхотношений между натуральными предметами,игрушками и их заместителями.

IV этап.

Обучать детей ориентировке в пространстве спомощью схем (старший дошкольный возраст), покартине-плану. Формировать умения соотноситьрасположенные в пространстве реальные предметысо схемой. Обучать детей самостоятельномусоставлению простейших схем замкнутогопространства.

5. Организация обучения ориентировке впространстве младших дошкольников с нарушениемзрения.

  • На собственном теле

Основой в усвоении знаний своего телапредметно - практическая деятельность детей.Используя её детей учат узнавать, правильноназывать части своего тела, определять иобозначать словом пространственноерасположение частей своего тела. Дети должныусвоить функциональную разницу действий обоихрук ( правая - ведущая, левая - помощница).<Рисунок1>

На этом этапе обучение проводится в следующейпоследовательности:

- обучение детей зрительно-осязательномуобследованию своего тела с выделениемфункциональной значимости каждой части тела.

-обучение нахождению и называнию частей своеготела.

- обучение соотнесению частей своего тела стелом других (близких взрослых, братьев, сестёр,сверстников.)

- обучение зрительно-осязательномуобследованию куклы, выделению и называнию частейкуклы.

- обучение соотнесению направлений своего телас телом куклы.

Закрепление схемы тела осуществляется болееуспешно, если словесное обозначение частей теласопровождается двигательными действиямиребёнка, так как двигательные акты подкрепляютсловесные обозначения, способствуют быстрому ихзапоминанию.

Приём рассматривания ребёнком себя в зеркале.

Этот приём также сопровождаетсяобследовательскими действиями ребёнка, создаётболее богатую сенсорную основу для словесныхобозначений ребёнком частей своего тела,позволяет сформировать целостное представлениео себе, своём теле, что помогает успешносправляться в более сложных ситуациях.

Обучение право-левого направлений.

- успешно подобранные упражнения, игровыеситуации, задания помогают детям практическисоотносить правую - левую руки соответствующимправой - левой сторонам тела.

- использовать непарные органы (левая сторона -сердце).

- использовать систему меток (вырезанные изцветной бумаги сердце, бантик) нахождение икрепление слева - сердца, справа - бантика.

- находить и словесно обозначатьпространственное расположение деталей своейодежды, обуви, постепенно овладевая понятиемсимметричности своего тела, парно -противоположности его

Совместные обследовательские действияребёнка и тифлопедагога должны сопровождатьсясловесными описаниями сначала тифлопедагогом,позже - ребёнком.

Ответы ребёнка опираются на уточняющиевопросы.

Активное осязательное обследование себя,своих сверстников помогает продуктивномузнакомству со строением тела человека,соотношению его частей, выделению общего,частного.

Вывод.

Проводимое по данной методике обучение детеймладшего возраста с нарушением зрения позволяетсформировать у них целостное представление освоём теле, о его направлениях, приобрестипрочные навыки практической ориентировке насебе.

  • В ближайшем пространстве.

Исследователи отмечают, что дети со зрительнойпатологией:

- переоценивают свои зрительные возможности,опираются на неточное зрительное восприятие,

- делают большое количество ошибок вопределении расположения предметов впространстве, их удалённости.

Задачи:

  • Научить детей получать информацию об окружающем пространстве, как с помощью нарушенного зрения, так и через сохранные анализаторы.
  • Детей учат выделять зрительные ориентиры, осмысливать, анализировать. Действия детей в играх связаны с соизмерением оценки формы, цвета, величины, расположения в пространстве.
  • Необходимо учить детей выделять осязательно-воспринимаемые признаки предметов и соотносить их со зрительными.
  • Дети упражняются в выделении, сравнении, словесном обозначении величины игрушек и окружающих предметов.
  • Анализ формы, величины, состояния конструкции способствует развитию бинокулярного зрения. <Рисунок2>

При работе с образцом:

- рассмотреть

- потрогать

- проанализировать (части, соотнесение сгеометрическими эталонами, обозначить словомпространственное расположение)

- показать последовательность выполненияпостроения конструкции (ребёнок соотносит своидействия с образцом).

Необходимо помнить всегда, что для ребёнка снарушением зрения осязание - главный фактордля познания окружающего мира, так какпосредством осязания ребёнок получает основнуюинформацию о форме, величине, структуреповерхности, температурных признаках предметов,их в пространственном положении. Развитиеосязательного чувства достигается путёмупражнений, а потому вкоррекционно-педагогической работе важнонаучить детей ощупывающим действиям всоответствии с особенностями воспринимаемогообъекта. Осязание - контактный анализатор.Осязательное восприятие предмета. Как целогоосуществляется и при условии одновременногоохвата предмета кистью руки и припоследовательном обследовании. Осязательноевосприятие осуществляется на основевзаимодействия различных видовчувствительности: тактильной, двигательной,температурной, которые возникают в процессевзаимодействия кожного и двигательногоанализаторов. Для закрепления осязательныхпредставлений, обеспечивая их сохранность,необходимо через некоторое время повторнопредъявить эти же предметы для обследования иопознания. Так же важно проводить сравнениезнакомого предмета с предметами, относящимися кодной и той же определённой группе. Научить всравниваемых предметах выделять сходство иразличие, указывать и называть их.

Задачи тифлопедагога на коррекционныхзанятиях целенаправленно развиватьосязательную чувствительность и мелкую моторикурук.

Коррекционные занятия “Зайки-всезнайки”. См. Приложение 1.

Вывод:

  • Включение нарушенного зрения и всей системы анализаторов, в тесной связи с обозначенным словом учат детей двигаться в определённо заданном направлении.
  • Использование игр и упражнений, направленных на выделение детьми различных ориентировок помогает сохранять, изменять направление движения в соответствии с поставленной задачей.
  • Постепенное овладение детьми пространственной терминологии наполненной конкретным содержанием, является основой обучения. Осуществляется это в процессе чувственного познания пространственных признаков и отношений.

6. Дидактические игры, игровые задания,упражнения, коррекционные занятия для обучениясоциально – бытовой ориентировке.

Задачи:

- уметь пользоваться нарушенным зрением,получать информацию об окружающем,ориентироваться в пространстве на полисенсорнойоснове,

- формировать у детей навыкипредметно-практической деятельности, связаннойс повседневной деятельностью, с их насущнымипотребностями,

- самостоятельно выполнять необходимыедействия с использованием нарушенного зрения исохранных анализаторов,

- знакомить детей с предметами ближайшегоокружения (одежда, обувь, мебель, посуда...), учитьвыполнять с ними определённые действия,правильно называть и пользоваться.

Цикл коррекционных занятий “Страна Одеждия”.См. Приложение 2.

Я, моё тело.

Программное содержание:

- уметь выделять, различать, называть цвет,форму, величину, назначение, признаки, свойствачастей тела с использованием зрения и сохранныханализаторов (по аналогии сверстник, взрослый,кукла),

- упражнять в зрительно-осязательномобследовании ребёнком своего тела,

- уметь соотносить части своего тела с теломдругого ребёнка, взрослого, выделять сходство,различия, расположение,

- уметь различать правую - левую стороны,парность частей тела. Наблюдать за своим внешнимвидом, используя зеркало.

Игры

“Перед зеркалом” - выполнение различныхдвижений лицом, туловищем, украшение лица,надевание различных вещей; “Свет мой зеркальце -скажи, да всю правду покажи”; “Что мы делаем, нескажем, только в зеркале покажем”; “Точка -точка, два крючочка...”.

“Изучаем собственное тело” - в сухом бассейне,в бассейне, в ванне, используя туалетныепринадлежности, “Спрятались - показались”; “Воткакие мои (твои) ручки” - выполнять разнообразныедвижения, украшать руки, использоватьразнообразные игрушки.

“Лицо” - показ разных эмоций в зеркале, черезувеличительное стекло, цветные очки, кальку.

“Моем, моем трубочиста” - закреплениекультурно - гигиенических навыков.

“Можно - нельзя” - закрепление правилбезопасности (острое, разбитое, горячее).

“Я люблю...” - влияние разной погоды, сезонов натемпературные ощущения.

Мои близкие, мои друзья.

Программное содержание.

- дать детям представление о схожести иразличиях между сверстниками, взрослыми,

- учить хорошим манерам общения с окружающими,воспитывать сопереживание, сочувствие кокружающим людям, животным,

- учить безопасности движения в пространстве сопорой на зрение и сохранные анализаторы (налестнице, в детском саду, в ближайшем окружении),

- приобщать к посильной помощи.

Игры,

“Папа, мама, я - дружная семья”; “Мой друг”;“Ежели мы вежливы” - закрепление культурыобщения (спасибо - пожалуйста); “В гостях” -правила поведения в обществе.; “Маленький -большой”; “Мальчик - юноша - дедушка” -возрастные изменения внешнего вида.

“Кому, что нужно для работы”; “О чём рассказалсемейный альбом”; “Узнай и назови своихблизких”; “Мы - дружные ребята” - воспитаниечувства общности; “Мы стоим рука в руке, вместемы - большая лента. Можем мы большими быть (рукивверх). Можем маленькими быть (руки вниз). Но никтоодин не будет (кивок головой в сторону соседа)”.

“Моя туфелька” - воспитание чувствасплочённости, объединения. Каждый из играющихснимает с одной ноги туфлю, держит в правой руке,передают друг другу на слова “Это ты, это я, этотуфелька моя, вместе песенку поём, от меня к тебеидём” Слова повторяются до тех пор, пока в рукене окажется своя собственная туфля.

Моё тело в окружающем мире

Программное содержание

- учить детей осознанию своего положения впространстве, уметь жить и действовать в этомпространстве.

- выделять различные ориентиры (световые,цветовые, звуковые, осязательные), действоватьотносительно сигналам, словесным установкам.

- учиться соотносить расположение игрушек,предметов вокруг себя с определённыминаправлениями собственного тела (на, под, перед,за, справа, слева...)

- усвоить понятия высоко - низко, далеко - близко,когда соизмерение расстояний дополняетсядвигательными ощущениями.

- совершенствовать умение ориентироваться впомещении, на участке детского сада. Закреплятьправила поведения в общественных местах.Воспитывать бережное отношение к окружающемумиру.

- формировать компенсаторные способыориентировки в ближайшем окружении, на улице.Уметь осматривать пространство, учитыватьнаправление, расстояние.

Игры

“Люди” - исследование лица, волос, одеждысверстника, взрослого; “Зачем тебе (мне, людям)спальная, раздевалка, дорога...”; “Знаешь ли тыправила поведения на улице”; “Пойди туда, незная куда”; “Когда это бывает” - закреплениесезонов, частей суток.; “Делай как я, делай лучшеменя”; “Где мы находимся” - определение местаположения по запаху, температурным изменениям,шуму.; “Горячо, холодно”; “Я спрячу, а ты найди” -активизация сохранных анализаторов.

Моделирование

Программное содержание

- уметь ориентироваться в микро и макропространстве, по отношению друг к другу, к самомуребёнку, на листе бумаги, за столом, в кабинете, вгруппе, в помещении детского сада.

- научиться самостоятельно переноситьрасположение объёмных предметов на плоскость инаоборот.

- “читать” изображение, как модель реальногопространства, уметь воссоздать её в действиях среальными предметами.

Игры:

“Вверху - внизу” - использовать яркие, звучащиеигрушки, игрушки на верёвочках.; “Исправь ошибкухудожника”; “Что где растёт” -дифференцирование мест произрастания овощей,фруктов; “Куда ведёт дорожка”; “Маша -растеряша” - закреплениекультурно-гигиенических навыков, одевание,раздевание; “Где спрятались игрушки” (в, на, за,около...); “ Стояли на полке, лежали на полке...”;“Угадайка” (что, где появилось, убежало);“Строим дом, дом большой, чтоб уютно было в нём”;“Оживи картину”.

Источник: http://festival.1september.ru/articles/500882/


Теги к новости - Обучение детей с нарушением зрения в детском саду ориентировке в пространстве

Папка: Остеохондроз - Обучение детей с нарушением зрения в детском саду ориентировке в пространстве